Куда летишь ты, красный конь?... (Красный конь, как символ бедствия) Новое прочтение картины К.С. Петрова-Водкина "Купание красного коня" ( читайте больше в подкате здесь )



/>/>/>/>/>/>/>

                                      «Я крещу вас водой, а тот,

                                       кто будет после меня,

                                       будет крестить вас 

                                       Духом Святым и огнём».

                                             Евангелие от Матфея.

 

 

               Ключом к пониманию картины К.С. Петрова — Водкина «Купание красного коня», как и поэмы Александра Блока «Двенадцать», стала для меня христианская иконописная символика, которая слабо использовалась как советской, так и современной критикой.

               Что писали в советский период о картине «Купание красного коня?

             «Картина – сама энергия, мощная, разбуженная, само предчувствие перемен, уверенность в завтрашнем дне… Она – символический блоковский образ будущей России – «Степной кобылицы».

           Или: «Монументальное полотно – символ земного рая, символ красоты и единства человека, животного и природы…Для усиления у зрителя радостного ощущения он (художник)выкрасил коня в красный цвет».

              Правда, все критики едины во мнении, что картина написана в традиции древнерусской иконописи, которую изучал художник, создавая свой новаторский стиль в изобразительном искусстве. Поэтому сразу хочется сказать, что на Руси красный цвет иконы кроме красоты и радости нёс в себе и другие символические значения, например, алый плащ на святом  — атрибут мученичества и цвет праведной пролитой крови – за веру царя и Отечество. Красный фон новгородских икон символ вечного Божественного света. Красный ромб в иконах «Спаса в силе и славе» — символ духовной энергии и духовного огня. Что же должен был символизировать красный конь?

           Ещё  XVIIвеке французский писатель-моралист Франсуа Ларошфуко писал: «Нам трудно поверить тому, что лежит за пределами нашего кругозора», что примерно соответствует современному выражению: «Всё, что выходит за рамки обычно, мы привыкли называть чудом. Согласно определению словарю В. Даля «чудо — это всякое явление, которое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы». То есть чем человек менее образован, тем чаще в жизни своей он сталкивается с чудом. Но отсутствие в реальной жизни коня красной масти позволяет отнести «красного коня» Петрова — Водкина  к необыкновенному чуду, потому что нет, и не будет такого закона, который объяснит данное явление. Но почему, же тогда мальчики, которые купаются рядом с красным конём, не проявляют к нему никого любопытства, напротив один демонстративно отвернул от него голову, а другой вообще изображён к «чуду» спиной? Что хотел этим сказать художник? По-моему, только одно — этого «чуда» они просто не видят, его видит только тот, кому оно предназначено, тому на кого смотрит почти человеческий глаз коня, а именно художнику, запечатлевшему это «чудо».

             />/>/>/>/>/>/>Как уже говорилось выше,  критики отмечают иконописный характер картины. Но что такое икона? Согласно определению великого учёного богослова Павла Флоренского, икона — это видение, данное иконописцу или святому, со слов которого пишется икона. В данном случае, можно считать, что красный конь — это видение, данное художнику как пророку, поэтому мальчики не видят того, что происходит рядом с ними. Однако совсем по-другому ведут себя их кони. Они более чутки к происходящему здесь событию, как и положено животным, которые обладают более тонким чутьём, нежели человек.     Так одинконь весь напружинился, оскалился. Натянутый повод показывает, что он упирается и не желает выходить из воды. Другой конь, как показывает след, оставленный на воде, разрезая грудью водную гладь, понёсся прочь от того места, где появился красный конь,  И только фигура обнажённого мальчика на красном коне неподвижна и безучастна ко всему, что происходит рядом. Его иконописное лицо и отливающие позолотой тело и волосы выдают в нём воплощённого ангела. Какую же весть принёс этот божественный посланец? Обратимся к древней иконописной символике уже потому, что обнаруживается сходство  юного всадника на «красном коне» с иконописным образом Святого Георгия.  В житийной иконе Святого Георгия есть одно удивительное клеймо, где обнажённого Георгия сажают на «красного вола». Но это не просто «выкрашенный» в красный цвет вол, это раскалённый докрасна железный вол, который, согласно иконописной символике, является страшной пыткой. Это испытание огнём, которому подвержен воин Георгий на пути к святости. Изображение вола часто встречается в русских иконописных образах праздника «Рождества Христова», где вол и осёл – первые свидетели рождения Божественного Младенца — символизируют народы иудейский и языческий. Данный извод пришёл на Русь из Византии. Но существует и чисто  русский вариант «Рождества Христова»,     где вместо осла и вола изображались конь и корова – животные, более понятные для восприятия русского  человека. Поэтому, если предположить, что Петров-Водкин последовал примеру русских иконописцев, то перед нами не выкрашенный в красный цвет конь, а конь-огонь, так хорошо знакомый нам из  русских сказок.

              И то, что это действительно настоящий конь-огонь, свидетельствует цветовое решение картины: мы как будто смотрим на картину через красное стёклышко, как в детстве. Красный цвет, идущий от коня, лежит буквально на всём. Он превращает жёлтую полоску песка на берегу водоёма  в оранжевую, а зелёную растительность за водоёмом — в надвигающиеся тёмные тучи. Меняет свой естественный цвет и вода, которая буквально вскипает под копытами коня, а клубящийся пар от них стелется по всей поверхности водоёма. Красные отсветы лежат на крупах коней и на телах голых мальчиков. Геометрически чёткое овальное очертание берега даёт ощущение того, что конь не входит в воду, а опускается с небес, туда, где только что стоял конь, в испуге рванувший вдоль берега.

/>/>/>/>/>/>/>

               Для того, «чтобы как следует понять произведение искусства, мы должны иметь, по возможности, полное представление о месте и времени его создания, иначе говоря, о стиле и воззрениях страны, эпохи и самого автора».         

  («Основы истории искусства»Х.В. Янсон и Энтони  Ф. Янсон).              

             О воззрениях страны, эпохи, в которых пришлось художнику жить и творить, мы знаем не понаслышке. А вот о времени, когда и как создавалась картина, представление даёт, книга «Дворянское собрание», изданная в 1992 году в Санкт — Петербурге. В этой книге впервыеопубликован один из рабочих эскизов к знаменитой картине.

              Мы видим в стремительном полёте«красного коня», на спине которого сидит неподвижная фигура златовласого ангела. Его белые одежды развеваются сзади подобно ангельским крыльям, а слегка склонённая голова и весь его скорбный вид говорят о том, что несёт он совсем не радостную весть. Владимир Стрекалов-Оболенский вспоминает, как«однажды Кузьма Сергеевич, глядя на эскиз, перефразировав   пушкинские строки, задумчиво сказал: « Куда ты скачешь, красный конь, и где опустишь ты копыта?»                    И видится мне сходство образа «красного коня» не с блоковской «степной кобылицей» — символом будущей свободной России, а пушкинским «Медным всадником» — символом стихийного бедствия.

 

                       «А в сем коне какой огонь,

                      Какая сила в нём сокрыта!

                       Куда ты скачешь, гордый конь,

                       И где опустишь ты копыта?».

 

              «Красный конь» хотя и  показан не полностью, но занимает большую часть полотна.  Он как надвигающееся бедствие, как грядущее «крещение огнём», которое художник связывал с приближающейся революцией. Художник уже знал, где опустит копыта его «красный конь». Наверное, так или примерно так понимали смысл картины и близкие друзья художника, называя его в своём кругу «мудрейшим ясновидцем». Видимо, они понимали и то, что не «приход земного рая» пророчествовал «Красный конь».  Когда художник дарил свой эскиз Владимиру Стрекалову-Оболенскому, он спросил: «Не боитесь»? Хотя, что я: конь-то красный». Да и судьба картины подтверждает её «крамольный характер» как для дореволюционной власти, так и пришедшей после революции  советской власти. Не любили её ни те, ни другие.   В 1914 году картину отправили  на Балтийскую выставку в шведский город Тальму и не спешили забирать. В то время «громко говорить о картине-эмигрантке, был не принято».

              Своего «Коня» Кузьма Сергеевич больше не увидел. Он умер в 1939 году.  В 1950 году картина была возвращена в Ленинград. И только в 1961 году картина Петрова-Водкина «Купание красного коня» стала постоянным экспонатом Третьяковки, но уже как символ грядущих революционных побед.

 

 

 

 

 

 



 

/>/>/>/>/>/>/>

 

            Литература.

  4.  Л. Ханбеков. Журнал «Крестьянка».1978 год.   

   Старья  «Певец новой жизни», посвящённая100 -  

   летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина.

  5  Л. Владимирский, заслуженный деятель искусств 

России. Журнал «Юный художник» №6 1998 год. Рубрика «Учитесь видеть», статья «Тайна чёрного квадрата».

  6. Х.В. Янсон и Энтони  Ф. Янсон. «Основы истории   

      искусств». АОЗТ  ИКАР, Санкт-Петербург, Россия,  

1996    . Статья «Смысл и стиль». Стр.14.

 7. А.С Сараева-Бондарь. Книга «Дворянское 

   собрание». Люди и произведения искусства в доме     

   Владимира Владимировича Стрекалова-  

   Оболенского. Санкт-Петербург. 1992 год.

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (3)

Наездник уверенно сидит на коне, гладит ему бок, в отличие от других которые с трудом управляются со своими конями, взгляд красного коня пронизывает на сквозь, он что то явно знает, наездник гладит своего коня, погоди конь, хотя конь уже давно всё знает но выбор за наездником, знает не то что бы он знает все варианты, но решение примет всё равно наездник, наездник ушёл в отрешённость, этот взгляд, как будто перед ним проноситься вся картина заранее, он видит а конь знает что будет, одно решение. Сложно я так и не понял если честно

Для того, «чтобы как следует понять произведение искусства, мы должны иметь, по возможности, полное представление о месте и времени его создания, иначе говоря, о стиле и воззрениях страны, эпохи и самого автора».         

  («Основы истории искусства»Х.В. Янсон и Энтони  Ф. Янсон).

Вот именно. Петров-Водкин родился и вырос в старообрядческой семье.  Красный конь — это по русски. Именно старообрядцы сохранили древнюю русскую иконографию коня он красный не только на иконах но и на прялках и на вышивках.

Вы когда-нибудь видели мезенскую роспись? Там вся прялка изукрашена рядами красных коней и красных оленей.

     И здесь Ваш комментарий не в тему. Причём тут «ряды красных коней и красных оленей»? Знаниями переполнены?

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

людмила крылова
людмила крылова
сейчас на сайте
71 год (22.07.1946)
Читателей: 109 Опыт: 28 Карма: 1
Я в клубах
Мурляндия Пользователь клуба
Любимчики Пользователь клуба
Зеленый клуб Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Нормальные мужики Пользователь клуба
все 88 Мои друзья