Удар молнии или Преображение Господне.
Не нужно иметь большого воображения, что бы понять, что один и тот же природный феномен изображён в традиции реалистического искусства и по иконописным канонам.
В природе существует физическое явление, хорошо известное даже из учебников физики — при ударе молнии в скалу образуется светящееся облако. Но если художник в своей картине просто фиксирует увиденное, то иконописей показывает Божественную сущность этого явления.
1. И в картине, и в иконе показано, что стрела молнии бьёт в скалу, причём в иконе эта стрела пробивает и входит в скалу на некоторую глубину.
2. Вокруг стрелы, и там, и там показано светящееся облако, в виде концентрических колец. И всё — на этом сходство закончено.
Отличие иконы от картины в том, что за физическим явлением иконописец видит проявление Высшего Разума — Иисуса Христа, преображение, которого на горе Фавор, связано с энергией, принесённой стрелой молнии. Возвращение Его в первоначальное состояние будет связано с уходом этой стрелы. Поэтому Иисус Христос стоит не на фоне звезды, как пишут многие искусствоведы, а на фоне двух пересечённых стрел молнии — носителя энергии и света.
Преображение, с точки зрения физики, это преобразование одного вида энергии в другой, так вот в иконе мы можем увидеть — какие физические явления возникают в момент преображения, то есть при переходе энергии из одного состояния в другое.
1. Мощный электрический разряд сопровождается яркой вспышкой, который буквально ослепил апостолов.
2. Образовавшаяся ударная волна сбросила апостолов с вершины горы.
3. Но самое интересное, смещённые относительно друг друга кольца голубого шара (светящегося облака) смещены относительно друг друга, говоря физическим языком, на определённый угол фазы, что свидетельствует о волновом характере света.
Все эти явления будут открыты через 600 лет после написания иконы, в создании которой, по мнению многих искусствоведов участвовали великие иконописцы 14 — 15в.в. Феофан Грек и Андрей Рублёв.