Бог называется Светом... О Пасхальных традициях.

                Греческая икона 14 века.

              Григорий Палама, учёный богослов основатель учения о Свете, которое вошло  в мировую культуру под название «исихазм», что в переводе с греческого означает покой, безмолвие.          


         Учение о Свете пришло на Русь из Византии вызвав огромный интерес у русских иконописцев, в особенности у Даниила Чёрного и Андрея Рублёва.   Познакомил их с учением прибывший из Византии греческий иконописец Феофан Грек.

         Основное понятие учения было сформулировано его основателем следующим образом: "Бог называется Светом, но не по существу, а по энергии"

      Другими словами Бог — это не существо, а энергия света. С точки зрения понятия о Боге, как энергии света и попробуем взглянуть на иконы Рублёва. (В настоящее время существует мнение, что иконы Рублёва не сохранились до наших дней, тогда интересно. то, что только те иконы, которые считались написанными самим Рублёвым или при его участии, подчиняются физическим законам света).

     В Благовещенском соборе Московского Кремля сохранилось 11 икон из Праздничного ряда высокого иконостаса, в работе  над которыми принимал участие, как считают многие учёные, Андрей Рублёв, среди них «Воскрешение Лазаря».

      Воскрешение Лазаря — одно из самых значительных чудес, совершённых Иисусом Христом в конце земной жизни. С воспоминания об этом событии начинаются Пасхальные праздники. Суббота перед «Вербным Воскресением» называется «Лазаревой субботой».

      В евангельской легенде, описанной Евангелистом Иоанном Богословом рассказывается о том, как в Вифании (селение недалеко от Иерусалима) жил Лазарь с сёстрами Марфой и Марией. С этой семьёй особенно был дружен Иисус Христос. Часто останавливаясь у них, Иисус любил побеседовать с сёстрами, но особенно любила слушать его Мария. Бросив все свои  дела, она внимала словам Учителя, так уважительно они звали Иисуса. (Этот момент изображён в картине итальянского художника Тинторетто).


             

          Тинторетто. Христос у Марфы и Марии.Ок. 1580 г.


       И вот однажды заболел Лазарь. Встревоженные сёстры посылают известие своему Учителю, с просьбой поскорее прибыть к ним. Но он пришёл спустя три дня и увидел собравшихся людей, пришедших утешить сестёр, потому что Лазаря уже похоронили по еврейскому обычаю в пещере, вход в которую завалили большим камнем. И тогда Иисус велел вести Его к гробнице.

        В сопрвождении сестёр, своих учеников и группы иудеев Иисус пришёл к месту захоронения и приказал отвалить камень. На что Марфа стала встревоженно возражать: «Господи! Он уже смердит, ибо четыре дня, как во гробе». Но камень отвалили и Христос сказал: "Лазарь! Иди вон." И тут же в тёмном проёме пещеры показалась обвитая пеленами фигура Лазаря".

       Данный евангельский сюжет был широко распространён среди иконописцев. Известный советский искусствовед В.А. Плугин считавший автором иконы «Воскрешение Лазаря» Андрея Рублёва писал: «Это творение Рублёва осталось сугубо индивидуальным, филосовским размышлением, глубина и цельность которых остались недоступными его современнкам. Поэтому последователей такого извода (копии) нет» .

       И действительно, есть в иконе Рублёва момент, который резко выделяет её из созданных икон ранее Рублёва и в более позние времена.

        Это различие заключается в том, что Лазарь на иконе Рублёва показан не на чёрном фоне пещеры, а в ярком концентрированном свете, который так ярок, что белые погребальные пелены на его фоне кажутся тёмными.


                                     

                                           А. Рублёв. Икона «Воскрешение Лазаря».


 

               

     Воскрешение Лазаря. Икона 14 в. Греция?              Воскрешение Лазаря. Икона 15 в. Греция.    

 


                

                 Воскрешение Лазаря. Икона конец 15 в.           Воскрешение Лазаря. Икона 15 в.    


                                                 

                           Воскрешение Лазаря. Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.


          Современная икона.


          И сказано было в Библии: «Вначале было слово и слово было у Бога...» Если Бог, согласно учению Паламы, называется Светом по энергии, то и слово Бога обладает такой же энергией. Поэтому яркий свет в иконе отражает силу света слов Иисуса Христа: «Лазарь! Иди вон».

          Тогда можно сказать, что в основе оживления Лазаря лежит энергия света. О том, что роль света осталась непонята иконописцами, свидетельствует тот факт, что в 1497 году, для Кирилло-Белозерского монастыря была написана икона «Воскрешение Лазаря, почти повторяющая икону Рублёва. Однако, фигура Лазаря была написана традиционно — на чёрном фоне пещеры.

          На Руси, наверное, не все верили в чудо воскрешения человека более трёх дней пролежащего в гробу, уже „засмердившего“, может быть поэтому появилась поговорка: „Не пой мне Лазаря“.

          Однако, через 600 лет после написания иконы Рублёвым, оживляющие свойства солнечной энергии будут доказаны великим русским учёным, Александром Чижевским, который первым сказал:, что   „и человек и микроб, существа не только социальные, но и космические, связанные всеми молекулами, всеми частями тел с космосом и его лучами… Судьба человека, без сомнения, находится в зависимости от Вселенной… Всё на нашей планете живёт в ритме Солнца.


             Александр Леонидович Чижевский (1925-1964).

              Будущий великий учёный в 19 лет написал эти стхотворные строчки:

                                    “Великое без Солнца не цветёт:                                                                           Происходя от солнечных истоков,                                                                        Живой Огонь снопом из груди бьёт                                                                      Мыслителей, художников пророков» . 

             А чудом  воскрешения Лазаря Иисус Христос показал возможность и своего воскрешения, и тех, кто в Него верит.

                                Продолжение следует.                                                                   

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

людмила крылова
людмила крылова
сейчас на сайте
71 год (22.07.1946)
Читателей: 109 Опыт: 28 Карма: 1
Я в клубах
Мурляндия Пользователь клуба
Любимчики Пользователь клуба
Зеленый клуб Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Нормальные мужики Пользователь клуба
все 88 Мои друзья